К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится капризным и упрямым. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности некоторого раздражения.
Многие родители знают, что в этот период происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое выражения собственного «Я», это его попытка самостоятельно отдалится от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятно. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь среди взрослых и сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
Внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося в душе негативные качества? Здесь важны следующие знания:
— упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества;
— капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»;
— эгоизм – в здоровом виде чувство самости, собственное достоинство;
— агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты;
— замкнутость- неадекватная форма проявления здоровой осторожности, т.е. необходимых для выживания в обществе качеств.
Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
- период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам; случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная;
- пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни;
- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
- девочки капризничают чаще, чем мальчики;
- в кризисный период приступы капризности и упрямства случаются по 5 раз в день, у некоторых – до 19 раз;
- если дети по достижении 4 лет всё ещё продолжают упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат поддавшихся родителей нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители?
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
- Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно, т.к. ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
- Будьте настойчивы, если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ протекает в общественном месте. Возьмите за руку и уведите ребёнка.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних, ребёнку только этого и надо.
Рекомендации для родителей:
— Постарайтесь отвлечь ребенка от «сложной ситуации»: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие манёвры заинтригуют капризулю и он успокоится.
— Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
— Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.
— Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.
Искусству ладить с ребёнком — необходимо учиться, а здесь Вам помогут любовь, мудрость, внимание.
Консультацию подготовила педагог-психолог МБДОУ ДС «Золушка» О.А. Журавлева
Оставить комментарий