С первыми шагами ребёнка начинается процесс формирования стоп.
Окончательно стопа формируется у ребёнка к семи-восьми годам.
Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз, и это неправильная позиция. При правильном формировании в строении стопы появляются продольный и поперечный своды. Если же формированию что-то помешало, следует плоскостопие.
Как предупредить плоскостопие?
- Обувь у ребёнка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы.
- Подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5-10мм, искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов).
- Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке и не должна мешать естественному развитию ноги, сдавливая стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости.
- Обувь должна быть максимально легкой, достаточно жесткой, с хорошим задником
- Помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.
Дети, страдающие плоскостопием, жалуются на боли в стопах, повышенную утомляемость, боли в голенях.
При определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца.
Диагноз деформации стопы подтверждается плантографией — получением отпечатков стопы.
Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное лечение рахита, патологий центральной нервной системы, укрепление мышц при помощи гимнастики и массажа.
Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп используют стельки — тренажёр Плата. Стельки носят не более пяти-шести часов. Время активности ребёнка в ДОУ примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. Поэтому удобно вкладывать стельки в обувь, в которой ребёнок ходит в детском саду.
При наличии плоскостопия используют ортопедические стельки.
Примерный перечень специальных упражнений.
И. П. лежа на спине.
- Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
- Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
- Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
- Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
- Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в И. П.
И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.
- Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
- Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в коленном суставе одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в коленном суставе, подошвенное сгибание стопы, принятие И. П.
- И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленных суставах, тазобедренных суставах, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
- И. П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
И. П. стоя
- Подъем на носки.
- Подъем на пятки
- Полуприседы на носках.
- Подъем на наружные своды стоп.
- И. П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
И. П. стоя
- Ходьба на носках.
- Ходьба на пятках.
- Ходьба на наружном крае стопы
- Ходьба на носках в полуприседе.
- Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.
Самомассаж стоп.
Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик.
- Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
- Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
- Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
- Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
- Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.
- Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.
Для самомассажа рекомендуется использовать резиновые изделия, т. к. они имеют преимущества перед пластмассовыми: более мягко воздействуют на ткани ребенка.
Оставить комментарий